Научись онтокритике, чтобы перенаучиться жить

Неграмотными в 21-м веке будут не те, кто не могут читать и писать, а те, кто не смогут научаться, от(раз)учаться и перенаучаться. Элвин Тоффлер

Поиск по этому блогу

2012-03-24

Про стабильность и перемены — Петрановская Людмила

Петрановская Людмила — Про стабильность и перемены

Про стабильность и перемены

ludmilapsyholog
16 марта, 11:12
Да, такое ощущение, что вчерашними своими тремя строчками я какой-то нервный узел попала. Такого наплыва  кремлетроллей никогда еще не было, прям батальонами пошли. Впрочем, такой уровень хамства и агрессии со стороны "просто людей" по обе стороны демаркационной линии тоже не каждый день бывает. Все усомнились во всехних умственных способностях, пообещали друг другу бутылку сами знаете куда, и в общем и целом славно пообщались. В связи с чем хочу выразить особую признательность тем немногих участникам дискуссии, которые сохраняли корректность и продолжали спорить по существу, несмотря ни на какой троллинг и грубость.
Я не уверена, что все смогу вычистить, что за гранью, приношу извинения.

А нервный узел таки есть. И наиболее точно он выражен вот в этом комментарии:
"Вот вы все жалуетесь на власть! А что вы хотите взамен!? Что даст вам выборность губеров, свободный суд? и тд и тп! Уверен, что многие из вас даже налоги не платят, и имеют теневые доходы! Спросите себя, готовы ли вы работать, как немцы за 1000 евро, и жить всю жизнь в съемной квартире как французы!?"
В этих словах выражен тот самый общественный договор, который был предложен обществу, и который оно радостно поддержало. Договор примерно такой: вы не мешаете нам сделать страну своей дойной коровой, а мы избавляем вас от необходимости быть хозяевами своей жизни. От необходимости честно конкурировать на рынке труда, от необходимости отвечать за себя и жизнь в стране. Углеводородов много, мы вам чуток отольем и будем стабильно платить ваши небольшие зарплаты, делая вид, что вы их заработали. Вы можете в ответ делать вид, что работаете, главное, чтоб без скандалов, без претензий, без ненужной активности и чтоб отчеты в порядке. Вы делаете вид, мы делаем вид, раз в несколько лет мы вместе делаем вид, что у нас демократия, потому что у нас счета и дети на Западе, и все будет ОК.
Это и есть суть путинской "стабильности". Которая кого-то устраивает, а кого-то бесит.

Поскольку, как справедливо было замечено в других комментариях, люди находятся на разных ступенях пирамиды потребностей и в разной степени травмированы теми же 90-ми. А на самом деле еще 80-ми, потому что серьезные проблемы с базовыми потребностями начались именно тогда, и многочасовые очереди за трусами и синими курами не при демократах появились. Как и "стабильность" появилась не при Путине, а раньше, частично в 97, частично после кризиса 98, после которого, как все эксперты отмечали, страна восстановилась на удивление быстро. Рост зарплат, покупки, ремонты, поездки в Турцию -  все эти символы "стабильности" начали появляться в жизни средних людей еще до прихода Путина, сразу как взлетели цены на нефть.  Понятно, что в столицах раньше, в глубинке позже. Связывать ее с именем лично Путина наивно, это из серии "ветер дует, потому что деревья качаются". Помню, в 2008 году меня вез таксист, который горячо рассуждал, что при Путине-то не было экономического кризиса, а при Медведеве вот есть, поэтому Путин хороший президент, а Медведев так себе. Ну можно, конечно, и так рассуждать:)

Почему это было предложение, от которого Россия не смогла отказаться, тоже, в общем, понятно. Историческая задача, которая не решена нацией, я уже писала как-то, -- разрыв родительско-детских отношений с властью. Все попытки в этом направлении пока заканчивались лишь "возвращением блудного сына",  да еще и с непременным избиением "папашей" за то, что осмелился, и последующим долгим периодом забитости, так, что головы не поднять и рта не открыть. К 80-м вдруг стало как-то видно, что папаша-деспот уже не тот. Зубы повыпали, радикулиты-ревматизмы и вообще ничто не вечно под луной.К тому же кормить он больше не мог, а нравоучениями продолжал докучать, уважения требовал, а за что, если куры синие(по одной в руки, женщина, не лезьте, мы тут уже с утра стоим) и трусы в дырах (копеечная неделька, с облезающими рисуночками, предел мечтаний каждой барышни, полаванса на черном рынке)? Нарисовалась перспектива от папеньки избавиться, да причем легко и весело. Типа мирная революция. А там -- гуляй-не хочу, свобода.
Потом быстро выяснилось, что на свободе очень быстро хочется есть, и ночью холодно, и есть люди, которые могут побить не хуже папы, да еще и деньги отобрать.  Облом. А стратегий самозащиты в голове нет от слова "совсем", да и  откуда бы, если годами и столетиями любые попытки самозащиты, любые порывы сказать или даже подумать, что "так со мной нельзя"  автоматически приравнивались к бунту и карались четвертованием (с вариациями). Свобода она хороша, когда у тебя есть ресурс ею пользоваться. Знания-умения-навыки, уверенность в себе,  силы "бороться и искать, найти и не сдаваться" и прочая энергия дерзновения. А если все, что есть в распоряжении: иллюзии, комплексы, непрожитые травмы и бедные технологии, далеко не уедешь.

В общем, за 10 лет устали люди от всего этого, как сбежавший из дома подросток начинает через какое-то время с тоской вспоминать теплую спальню и суп на столе, назойливый контроль родителей начинает вспоминаться как забота, нотации — как милое ворчание, а если и лупили когда, так за дело, да и вообще, они ж свои, родные. И он идет и звонит в дверь, и если папа не совсем идиот и не станет в этот момент махать ремнем, а даст поесть и спать уложит, то будет ему рейтинг 146% признательность и послушание в ответ. И оно, наверное, хорошо и правильно, потому что все равно пройдет еще лет пять, подросток вырастет, наберет ресурса и снова уйдет, уже без иллюзий и истерик, просто потому, что пора.
Если, конечно, не травмирован настолько, что всю энергию дерзновения потерял и хочет одного: ничего не делать, ни за что не отвечать, и просто потреблять. Таких, кстати, немало, среди детей, рожденных в "голодные" годы. Не потому, что они прям голодали, а потому, что будучи маленькими, чувствовали страх родителей перед жизнью и испугались до глубины души. Родители часто жалуются: лентяй, потребитель, инфантил. А он просто напуган так, что даже думать боится о том, чтобы взять на себя взрослые риски, и не заманишь его никакими взрослыми возможностями. И осознать свой страх боится, вовне выдавая апатию или циничный "пофигизм". "Да как он может, как ему самому не противно, как не скучно?" -- удивляются родители. А ему не скучно. У него просто внутри такая тревога, что все силы уходят на ее преодоление. Не соскучишься.

В общем, это я все к чему. У нас есть сейчас, по сути, две части общества (причем это никак не связано  с идеологией, в обеих есть и правые, и левые и вообще всякие). Одна в силу стечения обстоятельств получила больше ресурса и меньше травм. Она хочет расти, идти дальше, она требует перемен, для нее "стабильность" в интерпретации путинского режима непереносима, как непереносим для здорового ребенка принудительный постельный режим.
Другой досталось сильнее, эфемерные идеи типа "честных выборов" и пр. ее не греют. Она мудра посттравматической мудростью "лишь бы не было войны". Это не значит, что она не растет и не меняется, время не обманешь, все равно все движемся в одну сторону. Просто уровень тревоги очень высокий. Да еще вдруг все больше раздается звоночков, что стабильность-то того...  ненадежна весьма. Девки в храме скачут, лозунг "Хутин пуй" по городу таскают, виданное ли дело.

Пробовали когда-нибудь отнять у утопающего соломинку? Вы можете сколько угодно кричать: "Дорогой, это же соломинка, она фиговый вариант спасения, не теряй время, плыви, давай, смотри, как я. Да отпусти же ее, утонешь вместе с ней на хрен, идиот, баран, брось, я сказал! " Не выйдет. Если попробуете отнять -- схлопочете по морде.  Потому что покушаетесь на самое дорогое -- на иллюзию безопасности человека, которому страшно. И уж он выражений выбирать не будет, что и наблюдаем, собственно.
Но сложность в том, что другая сторона если и ресурсней, и старше -- то совсем ненамного. Ну то есть на заботливую альфу никак не тянет пока и ответственность брать не спешит. Чуть что -- тоже в детскую позицию: вы почему, бяки такие, не проголосовали так как НАМ надо? И вообще, не хотите с нами играть в наши, правильные игры? Да еще обижаете нас за то, что мы хотим хорошего! И выглядит эта сторона в этот момент не старше, а младше, как более счастливые дети часто выглядят младше рядом с теми, кому досталось от судьбы, и кто ведет себя "разумно", как маленький старичок.

Сейчас нам усиленно (вся пропагандистская машина работает с этой целью во всю мощь в три смены) внушают, что баррикада проходит между этими двумя частями общества. Чтобы никто ни в коем случае не осознал, что на самом деле ее место -- между обществом и режимом. От которого ни свободы, ни стабильности, а одно делание вида.

И вот имеем, что имеем. Папа в маразме. Стабильности больше не будет, хоть мечтай о ней, хоть беги ее, это в один голос все экономисты и социологи говорят. А общество разделилось на вцепившихся в соломинку и на них обидевшихся.
Между тем выплыть они могут только вместе, вот в чем сложность. И оно получится, только если:
1) Одни решатся разжмурить глаза и увидеть, что таки да, бутылка от шампанского соломинка, и слова про ее негодность в качестве спасательного средства — не корысти ради говорятся, а есть в них сермяжная правда, от которой можно отмахнуться, конечно, мол, не со мной все это, а с какими-то банкирами-рецидивистами-хулиганами, но "стабильней" от этого не станет.
2) Другие перестанут надувать губки и протянут руку, раз уж такие ресурсные. Дадут понять, как они будут решать проблемы -- не свои только, а проблемы тех, кто "не хочет того, чего надо хотеть". Перестанут клеймить и воспитывать, а начнут помогать. Станут более сильным источником защиты и заботы, чем "папа". Кому больше дано, с того больше и спросится, старое правило.  В истории страны такие примеры были, но здесь нет места, потом напишу.
Тогда и разрыв между частями сократится, ведь исцеляет от запредельной тревоги только опыт поддержки, понимания и заботы, не в обмен на рабскую покорность, а просто -- потому что человек живой, и этим ценен, и потому ему надо помочь.

И вот если они через эту мнимую баррикаду друг к другу перелезут, а потом все вместе обернутся в поисках подлинного источника проблем, то ...
В общем, мне понятно, почему кремлетролли в три смены пашут, причем с обеих сторон подливают: "ну вы и бараны безмозглые" --  "не покушайтесь на нашу соломинку, она у нас святое". Обидно, что многие в это играют и забесплатно.

Что будет, если эти две части не смогут быть вместе? Раньше в таких случаях приходил папа, всем отвешивал люлей, расставлял по углам и жизнь страны уходила на новый цикл. Теперь папа, как мы помним, в маразме. Времени мало. Не знаю, что будет. Как-то даже узнавать не хочется. Лучше бы все же смогли.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Избранное сообщение

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Онтокритика как социограмотность и социопрофесионализм

Популярные сообщения