Из Facebook:
3 ч. ·
Ох. Вчера, прочитав про Латвию, отбросил текст как явный перебор. Сегодня перечитал.
А ведь не перебор. Все точно. Хотя и хочется надеяться, что автор нагнетает.
Интересно, как мы будем читать этот текст завтра? Или - после завтра.
Вот текст, который не пошел на Сноб. Я внес в него небольшую правку с учетом очень разумных замечаний редактора другого издания, которое тоже не стало его публиковать
Россию надо спасать от самой себя
Почему самые жесткие меры Запада – это благо для россиян
Правительство России в авральном порядке решает вопрос о том, как снизить ущерб для экономики от крымской авантюры и как приготовиться к введению санкций. «С президентом Путиным меры поддержки экономики пока не обсуждались», - заявляет его пресс-секретарь Песков. Обычно Песков врет, но это утверждение очень похоже на правду.
В нынешней ситуации особенно отчетливо проявляется конфигурация власти, сложившаяся в России за последние 15 лет. Если в первые годы правления Путина, возможно, элита и состояла из двух конкурирующих блоков – условных «либералов» и «силовиков», то такого разделения уже давно не существует. Есть небольшая группа очень некомпетентных людей, которую возглавляет и контролирует Путин. Эти люди полностью захватили власть в стране и принимают решения только исходя из собственных интересов и своих весьма экзотических представлений о реальном мире. И есть группа «компетентных профессионалов», которые обеспечивают выполнение этих капризов и худо-бедно удерживают страну на плаву. По мере укрепления личной власти Путина и его ближайшего окружения и их ухода в параллельный мир, уровень компетентности и профессионализма обслуживающего персонала постоянно снижался, а у реальной власти становилось все меньше поводов советоваться с обслугой.
Война застала правительство врасплох, хотя оно самым первым должно было понять неизбежность ее начала. В России уже дано наращиваются военные расходы, а в условиях скудеющей казны это делается в первую очередь за счет образования и социальной сферы. Когда какая-то страна наращивает вооружения, у этого могут быть только две причины – либо она боится какой-то угрозы, либо она сама собирается кому-то угрожать. То, что никакой военной угрозы России со стороны НАТО никогда не существовало, было понятно и так, а сейчас об этом особенно красноречиво свидетельствует беспомощность Запада в крымском вопросе. НАТО не хочет ввязываться даже в ответ на прямую агрессию – и уж точно не готово быть агрессором само. Армию можно укреплять и в качестве опоры режима, но тогда основные средства направляются на содержание личного состава и на развитие обычных родов войск, а не на модернизацию ядерных арсеналов и строительство авианосцев и подводных лодок. Это классическое оружие сдерживания, и направлено оно против крупных военных держав. Оно должно остановить их от вмешательства, когда Россия нападет на кого-нибудь маленького и беззащитного. Для таких нападений в России вполне успешно развивали спецназ. Окончательно все должно было проясниться в тот момент, сместили непопулярного Сердюкова – который тем не менее провел вполне эффективную военную реформу, и поставили во главе минобороны чрезвычайно популярного Шойгу.
Аннексия Крыма – это не случайность и не спонтанная реакция на неприятное для Кремля развитие событий на Украине, это вполне предсказуемый шаг, не белее неожиданный, чем нарушение Рейхом договора о дружбе и нападение на СССР. Дальнейшая судьба Крыма во всей этой истории – фактор абсолютно второстепенный. Могут присоединить, а могут оставить в состоянии хаоса, безвластия и неофициальной оккупации. Ставка в этой игре – не защита русскоязычного населения, не восстановление какой-то там исторической справедливости и не приращение территории, а дестабилизация и ослабление соседа (в этом Путин видит признак собственной силы) и унижение Запада. Если Запад сейчас не остановит Путина самыми решительными мерами, то следующей целью будет Прибалтика – например, Латвия, где русских больше всего. После этого НАТО, ООН, Евросоюз и еврозона окончательно потеряют всякий смысл. Кажется, на Западе это понимают уже в самых высоких кабинетах.
Никакого интереса кроме личных амбиций Путина за этим не стоит. Он готов расплачиваться за свои авантюры огромными потерями для экономики России, и даже потерями своих друзей и «соратников». И для Запада, и для граждан России все это рано или поздно обернется настоящей катастрофой – чем позже она случится, тем она будет страшнее. Граждане России сделать что-либо бессильны – они могут в лучшем случае бежать из страны и спасать свое человеческое и гражданское достоинство. У Запада, наоборот, возможностей много, и он уже близок к тому, чтобы использовать весь их арсенал – от самых жестких экономических санкций, ареста счетов и конфискаций до визовых ограничений для всех чиновников и даже для туристов. Нельзя исключать даже военные меры. Все это нужно для того, чтобы как можно быстрее подорвать экономическую основу режима и лишить его поддержки населения. Очевидно, что от санкций пострадают не только непосредственные виновники кризиса и соучастники политической авантюры типа депутатов и госпропагандистов, но и простые россияне – которые, строго говоря, ни в чем не виноваты и не заслуживают наказания. Но россияне должны понимать, что в бедах, которые обрушатся на их голову вслед за аннексией Крыма, виноваты не Майдан и не «русофобский Запад», а российские власти и в первую очередь лично президент Путин. Избавиться от него собственными силами у россиян нет шанса – такие режимы обрушиваются либо под собственным весом, либо при помощи извне. Чем раньше режим Путина лишится своей экономической основы и массовой поддержки, тем меньше вреда он причинит в будущем. Этот вред несопоставим ни с какими неудобствами от санкций. Как это ни печально, мы должны признать: сейчас только решительные и жесткие меры со стороны Запада могут помешать России превратиться с кромешный ад.
Комментариев нет:
Отправить комментарий